Установка приборов учёта энергоресурсов в вопросах и ответах

PDF Печать

Установка приборов учёта энергоресурсов:

вопросы и ответы
В связи с поступающими обращениями собственников помещений в ООО «Управляющая компания» по поводу выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в части установки приборов учёта предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Обязательна ли установка приборов учёта энергоресурсов?

Установка прибора учёта - это не технология и не метод энергосбережения, это стимул к экономии энергии. При установке приборов учёта потребители тепловой энергии постоянно могут наблюдать за потреблением ресурса, тем самым узнавать, сколько они потребили и на сколько могут сократить потребление тепловой энергии, чтобы платить меньше.

Учитывая требования закона, установка прибора учёта обязательна. Расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта.

В законе чётко определены крайние сроки установки приборов учёта энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов): до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта энергоресурсов (воды, газа и электрической энергии).

Кто должен оплачивать установку приборов учёта?

Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учёта.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учёта и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учёта?

Да, нужно. Коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании, должно быть принято по вопросам:
1) порядок финансирования работ по установке общедомовых приборов учёта;
2) определение подрядной организации для монтажа и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта.
Поскольку будущий узел учёта станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ распределяется между всеми собственниками квартир.

Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК - донести информацию до собственников о том, что установка приборов учёта необходима согласно требованиям закона об энергосбережении, и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учёта со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты:

-перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учёта энергоресурсов,

-их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования,

-варианты оплаты за выполненные работы, включая стоимость самого прибора учёта.

Кто выступает заказчиком по договору на установку общедомовых приборов учёта?

В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов», в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учёта используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединённых общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Каков порядок установки узла учёта тепловой энергии?

До начала работ по установке узлов учёта тепловой энергии специализированная подрядная организация проводит обследование объекта, получение технических условий у теплоснабжающей организации и разработку проектной документации на установку узла учёта тепловой энергии. Специалисты, занимающиеся проектированием, проводят все необходимые расчёты, подбирают оборудование, контрольно-измерительные приборы и теплосчётчик. Разработанная проектно-сметная документация в обязательном порядке согласуется с теплоснабжающей организацией - этого требуют существующие нормы проектирования и правила учёта тепловой энергии.

Монтаж прибора учёта осуществляется на основании проектной и нормативной документации. Далее проводится наладка узла учёта тепловой энергии, которая заключается в программировании вычислителя и проверке работоспособности системы учёта, после чего проводится приёмка узла учёта тепла в коммерческий учёт. Принимает в эксплуатацию и пломбирует узлы учёта теплоснабжающая организация, выдававшая технические условия.

Для объединения нескольких узлов учёта в единую диспетчерскую сеть понадобится диспетчеризация узлов учёта - организация мониторинга учёта и дистанционный съем информации с теплосчётчиков.

Кто имеет право устанавливать приборы учёта энергоресурсов?

Таким правом обладают:
- ресурсоснабжающие организации (данные организации обязаны предоставлять собственникам жилья услугу по установке, замене и эксплуатации узлов учёта. Одновременно они должны дать возможность всем желающим воспользоваться 5-летней рассрочкой по оплате за монтаж счётчиков. При этом сумма начисляемых годовых процентов за предоставленную в кредит услугу предприятием-монополистом не может превышать ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком РФ);
- управляющие компании;
- другие коммерческие организации, которые должны иметь лицензию на производство данного вида работ (в противном случае оборудование могут забраковать). Эти фирмы также могут предоставлять услугу в кредит - на договорной основе.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учёта?

Если до 1 июля 2012 г. потребитель не установит счётчик, то энергоснабжающая организация обязана с 2013 г. совершать действия по принудительной его установке и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке прибора учёта, а также судебные издержки.

Потребитель с даты установки оплачивает равными долями в течение пяти лет расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 №149.

Увеличится ли размер оплаты за коммунальные услуги в случае отсутствия общедомовых приборов учёта?

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми по каждому виду коммунальных услуг вводятся два платежа: за потребление внутри жилого помещения и за потребление на общедомовые нужды.

В случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учёта оплата за потребление на общедомовые нужды будет производиться по нормативу, дополнительно к оплате по внутриквартирному счётчику или к уже существующему нормативу на потребление коммунального ресурса. При этом, размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (по нормативу) не подлежит перерасчёту даже в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.

Правомерен ли отказ управляющей компании (правления ТСЖ или ЖСК)в принятии прибора учёта в эксплуатацию, если отказ мотивируется тем, что отсутствует общедомовой прибор учёта?

Отсутствие коллективного (общедомового) прибора учёта на вводе в дом не может являться основанием для отказа управляющей компанией (правлением ТСЖ или ЖСК) в установке индивидуального прибора учёта и осуществлению расчётов за потребление коммунальных услуг по их показаниям.

В случае отказа в постановки на учёт потребитель имеет право обратиться в судебные органы с исковым заявлением о понуждении в постановке на учёт прибора учёта, а также возмещения убытков в результате неправомерных действий (бездействий) управляющей компании (правления ТСЖ или ЖСК).

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учёта энергоресурсов?

Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учёта энергоресурсов?

Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс.руб., на организацию - от 500 до 600 тыс.руб.

Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс.руб., на юр.лиц - от 100 до 150 тыс.руб.

Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для неё в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс.руб., на ИП - от 20 до 30 тыс.руб.; на юр.лиц - от 50 до 100 тыс.руб.

Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учёта лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс.руб., на юр.лиц - от 20 до 30 тыс.руб.

Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учёта лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс.руб., на ИП - от 25 до 35 тыс.руб., на юр.лиц - от 100 до 150 тыс.руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учёта?

Согласно «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённым постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 и «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, общее имущество должно содержаться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в состоянии, обеспечивающем, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учёта в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учёта должен быть заключён договор на техническое обслуживание приборов учёта с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учёта, энергоснабжающая организация, управляющая компания).

Работы по ремонту приборов учёта выполняются на специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утверждённым технологическим процессом. После ремонта прибора учёта необходимо провести внеочередную поверку.

Что входит в обслуживание общедомовых приборов учёта?

К эксплуатации и обслуживанию общедомовых приборов учёта относятся следующие услуги:
- составление отчётов о потреблении коммунальных ресурсов;
- предоставление отчётов ресурсоснабжающей организации;
- контроль работы приборов учёта для предотвращения и устранения неисправности;
- постановка общедомового прибора учёта на коммерческий учёт;
- регулярное проведение поверки приборов учёта;
- организация ремонта вышедших из строя приборов учёта.


Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учёта?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учёта заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своём распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).

Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учёта. Межповерочный интервал приборов учёта тепловой энергии и счётчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счётчика холодной воды - 6 лет.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?

Эксплуатация не поверенного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усреднённому расходу.

Какие приборы учёта энергии можно применять?

Следует устанавливать только те приборы учёта, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенны к применению на территории РФ.

Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учёта не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учёта в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

 
joomla templateinternet security reviews
© 2019 ООО 'Стройресурс'. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
create by www.uni-r35.ru